Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре
«Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре».
Формирование у детей самостоятельности и инициативы в таких видах деятельности как познавательная, художественно — эстетическая, нам понятны, формирование у детей самостоятельности и инициативы в процессе образовательной деятельности по физической культуре представляется для многих педагогов затруднительным.
Какими способами можно поддержать детскую инициативу?
- Создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам;
- Выбор ребенком сотоварищей;
- Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.
- Взрослым необходимо научиться сотрудничать с детьми, не стараться всё сразу показывать и объяснять, необходимо создать условия, чтобы ребенок мог сам подумать и догадаться и получил от этого удовольствие.
Какими способами можно поддержать детскую инициативу на занятиях?
Развитию инициативы детей дошкольного возраста на занятиях очень способствуют подвижные игры. Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для фантазий.
Они будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок сам инициирует игру – со взрослым или с другими детьми.
Скучным просто объявлять в конце занятия название игры. Я делаю начало игры захватывающим, будоражащим веселые мысли:
- для детей младшего возраста предлагаю найти заранее спрятанную маску – шапочку и когда дети ее находят, например, шапочку кота, называют возможные игры с этим персонажем и выбирают игру;
- если рассказать короткий стих про любого персонажа, который потерялся. Ребята находят игрушку и играют с этим персонажем;
- старшим детям предлагаю попробовать изменить правила знакомой игры, усложнить ее, ввести новые персонажи, атрибуты.
В игре дети незаметно для себя, без принуждения, учатся правильно ходить, быстро бегать, высоко и далеко прыгать и т.д. Они совершенствуются не только в двигательном развитии, но и в умении вести себя в коллективе.
На каждом физкультурном занятии нахожу место для творческих заданий, для самовыражения каждого ребенка, для проявления инициативы, выдумки, импровизации.
Например, даю такие задания:
- представьте, что вы идете по горячему песку босиком, покажите, как можно идти, чтобы песок не сильно обжигал ноги;
- подумайте и постройте с помощью своего тела высокий и низкий мостики;
- посмотрите вокруг и выберите предметы, из которых можно построить тоннель, сквозь него мы будем проползать на четвереньках.
Во время общеразвивающих упражнений дети могут проявлять инициативу в составлении комплекса и проведении утренней гимнастики.
Во время общеразвивающих упражнений применяю такой прием: называю знакомое упражнение, даю детям возможность вспомнить его и затем показать его другим. Ещё ребятам нравится, когда им предлагаю самим придумывать упражнения (однако, надо подсказать, для какой части тела они должны быть). Порой дети удивляют и даже поражают своей выдумкой, находчивостью.
Для того чтобы старшие дети успешно справлялись с подобными заданиями, уже в младших группах надо предлагать во время выполнения упражнений последний повтор сделать самостоятельно.
Также можно прибегнуть к таким приемам:
- придумывание названия комплексу;
- выбор музыки из предложенной;
- выбор предмета для выполнения комплекса.
Как правило, усвоенные двигательные умения и навыки дети могут воспроизвести по своей инициативе в свободной игровой деятельности, например, на прогулке или дома.
Развитие детской самостоятельности осуществляется через:
1. Поручения детям-дежурным.
Развивать самостоятельность можно в подготовке спортивного инвентаря к занятиям. Так называемое дежурство. Уже со средней группы привлекаю детей к подбору и размещению оборудования: например, отобрать в корзину мячики определенного цвета для катания друг другу, расставить инвентарь для ползания.
А старшие дошкольники уже расставляют спортивный инвентарь по более сложной инструкции взрослого. Например, расставить инвентарь на определенном расстоянии, для перешагивания, а также отсчитать предметы в необходимом количестве или расставить спортивное оборудование по схеме.
2. Во время выполнения основные виды движений.
В основной части занятия заинтересовываю детей интригующими задачами, зрелищностью, возможностью по-разному манипулировать предметами, оборудованием.
Например:
- кто дальше бросит мешочек через голову назад;
- кто устоит на одой ноге после кружения с закрытыми глазами;
- попадите в катящийся обруч мячом;
- доберитесь до лесенки любым возможным способом, но не шагом и не прыжками;
- выберите любой предмет, который можно забросить в корзину, но сделать это безопасным способом и так далее.
Сразу после занятия подвожу с детьми итог. Нужно выяснить, как еще можно было выполнить задания другими способами.
3. Карточки-схемы
Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.
Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках.
Проявлять самостоятельность дети могу на закрепляющих или итоговых занятиях, так как для этого у них должны быть сформированы двигательные умения и навыки, которые они получают на обучающих занятиях. Можно использовать карты-схемы на занятиях по принципу круговой тренировки, но и как прием в сюжетных, игровых занятиях, соревнованиях.
Для средних групп использую следующий способ: беговую дорожку вокруг здания детского сада или в зале; разделяю на несколько этапов. На каждом этапе дорожки нужно поставить картинки-подсказки с изображением животных, выполняющих определённые движения. Например: на этапе ходьба на носках — показана лиса, на этапе прыжки — заяц, на этапе бег – лошадка.
Дети заранее ознакомлены с персонажами-животными, знают какой вид движения надо выполнять.
Для старших групп использую карточки-схемы после проведения типовой зарядки для развития физических качеств.
Ребёнок выбирает карточку с изображением одного или двух снарядов или пособий. Например: ходьба по гимнастическому бревну; лазание по гимнастической лестнице; приседания; прыжки в длину, и самостоятельно выполняют упражнения.
На индивидуальной карточке схематически изображается вид упражнения, количество повторений записывается кружками или цифрой. Темп указывается цветом: красный – быстро; синий – в среднем темпе; зелёный – медленно.
Конечно, чтобы дети могли свободно пользоваться такими схемами, проводится предварительная работа.
Через определенное время, по сигналу инструктора дети договариваются и меняются карточками-схемами. За одно занятия дети успевают выполнить 3 — 4 упражнения.
Инструктор находится у того снаряда, где дети нуждаются в его страховке.
При помощи карточек дети старшего возраста могут провести общеразвивающие упражнения на занятиях самостоятельно. Эти карточки в определённой последовательности располагаются на доске и на протяжении всей недели находятся на видном месте.
Направляю выбор детей для создания необходимых предметно – пространственных условий и обсуждаю с детьми планы на предстоящую деятельность. С этой целью пространство физкультурного зала делится на несколько секторов: сектор метания, сектор прыжков, сектор бега, сектор лазания и т. д., наличие которых может зависеть от поставленных образовательных задач. Каждый сектор спортивного зала представляет собой определенный пункт, где можно остановиться.
Детям предлагаю самостоятельно выбрать любой сектор и выполнить те или иные движения с физкультурными пособиями: закрепить уже полученные ранее навыки, научиться новым движениям или освоить новые спортивные атрибуты.
Несмотря на такое явное программирующее предложение взрослого, у детей есть право выбора — сектора, атрибутов, партнеров по деятельности, но и вместе с тем, есть право отказаться от предложенной инструктором деятельности и выбрать нечто иное.
Основная задача взрослого в этой ситуации — показать детям, что их выбор ценен, что деятельность, выбранная ими самостоятельно так же важна, как и та, которую предлагает выполнить взрослый.
Роль взрослого во время любой самостоятельно выбранной ребенком деятельности включает в себя не только создание развивающей предметной среды, но и наблюдение за детьми, общение с ними, оказание помощи в выборе деятельности и ее осуществлении, обеспечение поддержки, если ребенок просит об этом.
Для поддержания интереса к выполнению заданий моделирую игровые проблемные ситуаций, например, для упражнения ходьбы по наклонной доске называется «Подъем в гору», спрыгивание со скамейки «Спасение утопающих». Моя задача как педагога — поддержать детей, помочь им осмыслить свои действия, научиться рефлексировать и оценивать свою деятельность, свое поведение.
При проведении подвижной игры также можно использовать карточки – схемы с уже знакомыми детям подвижными играми. Дети договариваются друг с другом и самостоятельно выбирают игру.
Проводя рефлексию в процессе беседы с детьми можно выяснить, какие движения были для них более сложные, а какие легкие в выполнении и где бы они их потом применили.
Подводя итог можно сказать, что такие черты личности ребёнка как самостоятельность, инициатива необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста. Поэтому очень важно создавать в детском саду условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.
Слова педагога Шалвы Амонашвили как нельзя лучше свидетельствуют об этом:
«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
Заключительную часть занятия можно провести в форме игр-упражнений в виде дыхательной гимнастики; релаксационных, расслабляющих упражнений («На солнечной полянке», «Полет к звездам» и др.).
В последние годы набирают огромную популярность игровые квесты. Основная идея квеста идеально вписывается в сценарий дошкольного образования, потому как способствует успешной реализации основных принципов ФГОС ДО, а именно квест развивает детскую инициативу, способствует развитию самостоятельности и повышению активности.