Страничка психолога

Рекомендации психолога

Моя первая адаптация
Вот и настало время, когда ваш ребенок вырос и начал посещать детский сад.
Первые три месяца посещения называются адаптационными. Для каждого ребенка
данный период проходит по разному, кто-то быстро привыкает, а кому-то необходимо
время принять новые условия. Но данная адаптация относится не только к ребенку, а
ко всей семье в целом. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально
врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное
присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым
взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.
Какие изменения в процессе адаптации мы можем наблюдать у ребенка?

  • эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);
  • нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);
  • нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный,
    прерывистый);
    -утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или
    перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);
  • в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим
    напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).
    Просьба для родителей!
    Не беспокойтесь, если вы увидели данные изменения у своего ребенка, это
    естественная реакция на новые условия жизни. Ребенок впервые адаптируется, наша
    поддержка ему очень необходима.
    Как мы, ВЗРОСЛЫЕ, можем помочь?
  1. Обеспечить плавное вхождение в новые условия – и поначалу приводить
    ребенка всего на 2 часа; через несколько дней, когда эмоциональное состояние ребенка
    и другие показатели адаптации в детском саду стабилизируются – оставлять до обеда.
    Позже начать оставлять и на дневной сон. А потом – и на полный день. Время
    пребывания ребенка в детском саду индивидуально, определяется воспитателями на
    основе наблюдений за ребенком.
  2. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить
    поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что
    существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит,
    режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится
    вечером.
  3. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и
    бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите
    ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем
    ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  4. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной
    системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую
    деятельность (игру).
  5. Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую
    игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы.
    Прижимая к себе что-то, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо
    спокойнее.
  6. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым
    ему легче расстаться. С одним из родителей ребенок расстается относительно
    спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его
    ухода.
  7. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после
    прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче
    знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не
    задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
  8. Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать
    рукой, сказать «пока»). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь.
    БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, ПРОЯВЛЯЙТЕ ПОНИМАНИЕ И ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ. И
    ТОГДА СКОРО ДЕТСКИЙ САД ПРЕВРАТИТСЯ ДЛЯ МАЛЫША В УЮТНЫЙ, ХОРОШО
    ЗНАКОМЫЙ И ПРИВЫЧНЫЙ МИР

Рекомендации педагога-психолога по адаптации ребенка к детскому саду

Уважаемые родители, Вам хочется, чтобы ваш ребенок адаптировался  к саду быстрее и легче чем он должен адаптироваться по прогнозу. Для этого необходимо знать, как подготовить ребенка к поступлению в сад, как надо вести родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать ДОУ. Как надо вести себя родителям в этот сложный период.

При поступлении в ДОУ ребенок попадает в новую социальную среду со своими правилами, нормами и требованиями. В новых условиях малышу приходится  адаптироваться не только на социальном, психологическом,    но и на физиологическом  уровне.  Ребенок сразу не справляется с такой нагрузкой и начинает испытывать адаптационный стресс, ведь адаптивные возможности малыша  весьма ограничены.                  

Для успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, необходимо, в первую очередь, создать у него положительную установку на детский сад.

Здесь помогут любые приемы:

   1. Ни для кого, ни секрет, что неизвестность порождает страх. Для того чтобы данной проблемы не возникло у Вашего малыша необходимо в подробностях рассказать ему про детский сад, честно отвечая на все его вопросы. Рассказ должен содержать как положительные, так и отрицательные моменты (например, рассказать малышу о том, что детей в группе будет много, и поэтому внимание будет уделяться не только ему одному, или о том, что в детском садике придется спать днем и т.д.);

   2. Обязательно нужно играть с ребенком в детский сад. Замечательно, если с вами будут «играть» любимые игрушки. В процессе игры стараться эмоционально увлечь малыша, закрепляя тем самым положительный образ о детском садике.

   3. Очень полезным будет похвастаться перед родственниками, знакомыми и их детьми о том, что ребенок скоро пойдет в детский сад. Делайте это в присутствии Вашего малыша, побуждая его к таким же действиям.

   4.Чаще гуляйте около Вашего будущего детского сада.  Ребенок должен сам убедиться, что здесь спокойно и безопасно. К тому же он уже начнет привыкать.

   5. Скажите, что теперь по утрам вся семья будет отправляться на работу: папа — в свой офис, мама — в свой, старший брат или сестра — в школу, а он — в детский сад, а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой.

  6.Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ — тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», — он чувствует себя увереннее.

   7.Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды.

   8.Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».

   9.Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.

   10.Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком. Помните, что детский сад — это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.

11.На первых порах постарайтесь уделять вашему ребенку тройное внимание дома и на прогулках, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное — не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик.

И, напоследок, как вести себя с ребёнком:

   -показать ребёнку его новый статус (он стал большим);

   -не оставлять его в детском саду на длительные сроки в первые дни;

   -обратить внимание на положительный климат в семье;

   -следует снизить нервно-психическую нагрузку; сообщить заинтересованным специалистам о личностных особенностях ребёнка, специфике режимных моментов и т.д.  

Как научить ребенка быть самостоятельным?

Существуют много способов научить ребенка быть самостоятельным без поручения ему справляться со всем, чем только можно, и дать ему возможность наслаждаться своим детством.

  1. Сделайте его ответственным за все, что он делает

Вашему ребенку не нужно управляться с финансами или принимать важные решения. А самостоятельность ребенка зависит от степени доверия ему родителей, и вот где вы можете помочь ребёнку. Если вы планируете пикник и хотите, чтобы ребенок помог вам с ним, просто дайте ему простые задания, которые он в состоянии выполнить сам без вашей помощи, например, составить список необходимых вещей или собрать свою собственную сумку, когда едите в небольшое путешествие.

  • Избегайте излишней опеки

Многие родители смущают детей навязчивыми советами и постоянно вмешиванием в дела ребенка, особенно, если он что-то делает неправильно или слишком долго, по мнению родителей. Когда ребенок еще слишком мал, родители должны помогать ему, давать советы и направлять его. По мере взросления, позвольте ребенку обращаться к вам только тогда, когда ему нужна помощь, не вмешивайтесь тогда, когда вас об этом не просят.

  • Иногда позволяйте ему принимать свои собственные решения

Вы можете хотеть, чтобы ваш ребенок сделал домашнее задания до того, как начнет играть. Но он может предпочесть поиграть сначала и только потом сесть за домашние задания. Дайте ребенку немного свободы в таких незначительных действиях, как выбор одежды, перекуса или последовательности своих действий. И если он пообещал, что поиграет час, а потом сделает задания и выполнил все то, что обещал, вам не о чем беспокоиться.

  • Проявляйте эмпатию к нему

Ваш ребенок только учиться быть самостоятельным, и это нелегко. Не стоит ругать или наказывать, даже если он не справился с тем заданием, которое совсем простое. Вам достаточно просто быть рядом без всяких осуждений, чтобы поддерживать и помогать, если он просит о помощи.

  • Научите решать проблемы самостоятельно

Не важно, школьные ли это проблемы или проблемы с друзьями, братьями, сестрами, пусть ваш ребенок знает, что есть определенные проблемы, которые только он может решить. Помогайте ему, давайте советы, если он просит вас об этом.

  • Установите распорядок дня

Ребенку тяжело принимать решения, если все вокруг него происходит спонтанно. Наладьте его режим дня, чтобы ребенок знал, что он должен делать в определенный день и в определенное время, и тогда со временем ребенок сможет делать это самостоятельно, без вашего руководства.

  • Расскажите ему, что в мире не все однозначно

Многие дети склонны рассматривать мир только в черно-белом цвете. Но расскажите ребенку, что в мире не все однозначно, что есть еще серый цвет – компромиссы, приоритеты. Такие знания помогут ему делать лучший выбор, принимать самое выгодное решение, а также расставить свои собственные приоритеты.

  • Не забудьте про похвалу

Когда ваш ребенок сделал самостоятельно, без напоминаний, то, что обещал сделать, обязательно скажите ему, что вы очень гордитесь им. Позитивная отдача – самое главное в формировании личности ребенка.

И будьте счастливы от того, что у вас есть дети и возможность с ними договариваться в любом возрасте!