Методические разработки

Предлагаем Вашему вниманию авторские игры , разработанные музыкальным руководителем

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
В рамках логопедического практикума я хотела бы поделиться с педагогами и родителями комплексом дидактических игр на речевое развитие «Прогулка по речевой стране». Разработанные мной игры представлены в ярком оформлении и актуальной для детей тематике и поэтому способны привлечь внимание ребенка и заинтересовать его. С данными играми можно заниматься как индивидуально, так и небольшими подгруппами, они компактны и удобны для хранения.
Итак, отправимся в путешествие…
В речевой стране есть несколько удивительных мест: цветочная поляна, горные вершины, таинственный лес, заколдованная река, чудесный замок, зеленый лужок, чудо-огород и сказочный город. Можно посетить каждое из них и узнать интересные игры на речевое развитие.
1. ИГРА «УРОЖАЙ»
Цель игры: учить детей группировать предметы, правильно формулировать предложения.
Ход игры: ребенку нужно разделить все картинки на две группы – фрукты и овощи, проговаривая в слух свой выбор, например, «яблоко – это фрукт».

2. ИГРА «МАМЫ И ДЕТКИ»
Цель игры: учить подбирать изображение детеныша ко взрослому животному, правильно их называя; развивать память и логическое мышление.
Ход игры: ребенок подбирает к каждой карточке с «мамой» парную карточку с «ребенком», поговаривая вслух, например, «лошадь – это мама жеребенка».

3. ИГРА «ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ»
Цель игры: обогащать активный словарный запас ребенка антонимами, учить правильно применять их в речи; развивать память и логическое мышление.
Ход игры: ребенок подбирает к каждой картинке пару с противоположным значением.

4. ИГРА «ОДИН — МНОГО»
Цель игры: учить правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа, правильно ставить ударение; развивать память и внимание.
Ход игры: на каждой паре картинок изображены предметы в единственном и множественном числе. Ребенок, глядя на картинки, должен правильно образовать существительные и назвать их, например, «одна ромашка – много ромашек».

5. ИГРА «ПРОФЕССИИ»
Цель игры: учить правильно называть представителей разных профессий, а также их необходимые атрибуты; развивать память и логическое мышление.
Ход игры: ребенок подбирает к каждой карточке «профессии» подходящую карточку «инструменты».

6. ИГРА «ПТИЦЫ ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ»
Цель игры: расширять представление о птицах нашего края, учить группировать птиц, правильно их называть, формулировать предложения.
Ход игры: ребенок делит всех птиц на перелетных и зимующих, проговаривая вслух, например, «грач – это перелетная птица».

7. ИГРА «РИФМЫ»
Цель игры: знакомить детей с понятием «рифма», учить подбирать слова, которые рифмуются друг с другом.
Ход игры: ребенок подбирает к каждой карточке пару таким образом, чтобы слова на карточках рифмовались между собой.

8. ИГРА «РАССКАЖИ СКАЗКУ»
Цель игры: учить самостоятельно составлять рассказ и вести повествование, следуя сюжетной линии; правильно формулировать предложения.
Ход игры: ребенок рассказывает сказку, пользуясь последовательностью иллюстраций.

АВТОРСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

1. «БАБОЧКА И ЦВЕТОК»
Цель игры: совершенствование грамматического строя речи; закрепление правильного употребления в речи предлогов; развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики мышц пальцев рук; упражнение в составлении полных ответов; развитие памяти, мышления, внимания.
Ход игры
Для младшего возраста: педагог просит ребенка показать сектор, на котором бабочка в заданном положении, например, «Покажи, где бабочка под цветком», ребенок прикрепляет прищепку на подходящее место. Либо, наоборот, педагог показывает сектор, а ребенок должен правильно назвать место положения бабочки на нем, например, «Что здесь делает бабочка?», — «Летит от цветка».
Для старшего возраста (для группы детей): прищепка прикрепляется на любой сектор в качестве ориентира начала игры, затем игроки поочередно бросают кубик с точками на сторонах от 1 до 6 и перемещают прищепку на столько секторов, сколько точек выпало на кубике, называя при этом новое местоположения бабочки по отношению к цветку.

2. «УЛИТКИ»
Цель игры: развитие логического мышления, умения составлять предложения; развитие доказательной речи.
Ход игры: ребенок самостоятельно придумывает и формулирует предложения с каждым словом, обозначенным картинкой, таким образом, чтобы получился связный текст, соблюдая при этом последовательность картинок. Например: «Это яйцо. Яйца несут курицы. За курицами ухаживает хозяйка. Она живет в домике. Возле ее домика растет дерево. На дереве созревают яблоки. С яблочным вареньем можно пить чай. С чаем едят пироги. Можно испечь пироги с морковью. И т.д.»
После того, как ребенок научился составлять текст, можно усложнить задачу и выполнять другие упражнения с картинками:
— подобрать к каждому существительному, изображенному на картинке, подходящие прилагательные (яйцо какое? – круглое, белое, твердое…)
— подобрать к каждому существительному подходящие глаголы (курица что делает? – идет, бежит, спит, клюет…)
— подобрать к каждому существительному уменьшительно ласкательную форму (яйцо – яичко, курица, курочка, хозяйка – хозяюшка…)
— подобрать к каждому существительному форму множественного числа (яйцо – яйца, курица – курицы, хозяйка – хозяйки…)
— согласовывать существительные с разными числительными (одно яйцо, два яйца, пять яиц…)

Аворские разработки «Пальчиковая гимнастика» учителя-логопеда

В силу своего возраста овладения детьми общей и мелкой моторики пальцев рук представляют некоторые трудности. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук — это трудности при обучении навыкам самообслуживания, трудности в ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструировании, аппликации).

Психика ребёнка устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот «пальчиковые игры» с простыми движениями и весёлым стихотворным сопровождением нравятся деткам и вызывают положительный эмоциональный отклик.

Поэтому мною, для удобства в работе, пальчиковые игры были собраны по лексическим темам вот в такую папку-картотеку.

Интерактивная Папка Леп-бук Авторская разработка учителя-логопеда

Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи.

Работая с такими детьми, мы специалисты нередко отмечает отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.

Одним из таких способов является самодельная интерактивная папка-лэпбук.

В моих папках-лэпбуках собран речевой материал по какой-то определенной лексической теме. Содержание материалов создается, дополняется и совершенствуется. Такие папки-лэпбуки можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми разного дошкольного возраста. Папка-лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.