Профилактика экстремизма и терроризма

Экстремизм (от лат. extremus крайний) — приверженность человека как субъекта общественных отношений к для достижения их целей  крайним с точки зрения общества взглядам и мерам.Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Экстремистские действия

  • Действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. 
  • Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. 

Основной «группой риска» для пропаганды экстремистов является молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет.

Мотивы вступления в экстремистскую группу:

  • направление на активную деятельность, стремление    к     индивидуальному самовыражению    и          общению        с           людьми, разделяющими их убеждения, 
  • ориентация на агрессивное поведение, 
  • стремление выразить протест, а также почувствовать свою независимость.

Важно помнить, что попадание подростка под      влияние       экстремистской          группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. 

Основные признаки того, что молодой человек начинает подпадать под влияние

экстремистской идеологии:

  • его\ее   манера            поведения       становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;
  • резко   изменяется      стиль   одежды           и внешнего     вида,    соответствуя   правилам определенной идеологии;
  • на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистскополитического или социально-экстремального содержания;
  • в       доме    появляется      непонятная     и нетипичная символика или атрибутика (как вариант — нацистская символика), предметы, которые могут быть использованы как оружие;
  • подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не             относящимся к          школьному     обучению, художественной   литературе,     фильмам, компьютерным играм;
  • резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;
  • псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.

Если у Вас появились подозрения, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно!

Правила общения с подростком, которые могут снизить риск попадания его под влияние пропаганды экстремистов:

  • Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения (подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии).

Обеспечьте досуг подростка. Спортивные секции,   кружки       по интересам,      общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.

Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. 

Поговорите с ребенком.

Установите контакт с ребёнком. Ситуация насилия напрямую связана с ощущением небезопасности, поэтому внезапный допрос ребенка со стороны педагога, к которому он не чувствуетдоверия, может привести к усилению чувства небезопасности.

После того, как контакт установлен, узнайте больше. Начинать диалог имеет смысл с более общих и косвенных вопросов о жизни ребёнка, его состоянии, отношении к различным аспектам

Не осуждайте. Осуждение увлечений подростка, идеологии группы точно натолкнется на протест.     Попытайтесь   выяснить         причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

Ссылки на сайты Антитеррористического характера

Наука и образование против террора

Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет

Национальный Антитеррористический комитет

Информационно-разъяснительный видеоролик «Незнакомцы в сети», направленный на формирование у детей навыков безопасного поведения в сети «Интернет».