Методические разработки

Конспект НОД по рисованию в средней группе.

Тема. «Здравствуй, осень золотая»

Цель: формировать умение создавать сюжетные композиции, закрепить представления о временах года, продолжать наблюдать за изменениями в природе осенью.

Задачи:

Образовательные: формировать представление о цветах, листьях и деревьях осенью.

Развивающие: развивать наблюдательность, мышление, познавательный интерес, внимание, эмоциональную отзывчивость, умение создавать сюжетную композицию.

Воспитывающие: воспитывать у детей бережное отношение к природе, интерес и любознательность.

Демонстрационный материал: Осенние цветы и листья, картина И.Левитана «Золотая осень», мольберт.

Раздаточный материал: листы бумаги, краски, кисти, стаканчики с водой, тканевые салфетки.

Методические приемы: художественное слово, беседа, вопросы-ответы, рассматривание репродукции картины, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, анализ работ, подведение итогов.

Логика образовательной деятельности.

Воспитатель: В круг, ребята, становитесь,

Дружно за руки не беритесь,

Слушайте скорей загадку,

И скажите мне отгадку.

Загадка: Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели.

Если небо хмурится, если дождик льется.

Как это время года зовется?

Дети: — Осень.

Воспитатель: — Да, ребята, наступила осень и в природе произошли изменения. Какие же изменения произошли в природе? (Ответы детей.)

— Люди как одеты? Какая сегодня погода? (Ответы детей.)

— Что случилось с деревьями? (Ответы детей.)

— Назовите осенние месяцы? (Ответы детей.)

Воспитатель: С наступлением осени на улице становится прохладнее, но еще достаточно тепло; солнце ярко светит, часто идут дожди; листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках отцветают последние цветы. В такую пору многие люди испытывают радость, любуясь красотой окружающего мира. Как приятно в это время гулять по дорожкам парка или в лесу! Листья шуршат под ногами. А какой чудесный воздух! Чем он пахнет?

Дети: Осенью пахнет опавшей листвой, осенней свежестью.

Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение Н.Волковой:

Смотрите все: во всей красе несётся осень на лисе.

И где лиса махнет хвостом, рыжеет всё на месте том:

Окрасит рыжей кистью она траву и листья.

И станут рыжими кусты, тропинки, улицы, мосты,

Дома и поздние цветы… Смотри: не порыжей и ты!

Воспитатель: — Об осени написано очень много стихов, песен, художники посвящали ей свои полотна. Давайте подойдем к доске и рассмотрим замечательную картину И.Левитана «Золотая осень». Что вы видите на картине? (Ответы детей). Это – пейзаж. Кусочек русской природы изобразил художник на своём полотне. Какого цвета краски он использовал?

Дети: жёлтая, красная, оранжевая. Голубая.

Воспитатель: — Вам нравится эта картина? А какое настроение вызывает у вас это время года, радостное или грустное? (Ответы детей). А сейчас мы немного отдохнем и перенесемся в осенний лес.

Физминутка: дети встают в круг:

Беленькое облако (руки изображают округленную тучку)
Поднялось над крышей (поднимаем руки над головой)
Устремилось облако (выпрямить руки)
Выше, выше, выше. (потянуться руками вверх)
Ветер это облако (покачивать руками из стороны в сторону над головой)
Зацепил за ручку (сцепить руки над головой)
Превратилось облако
В дождевую тучку (руками описать большой круг перед собой и опустить. Присесть) 

Воспитатель: — А теперь мы с вами превращаемся в художников. Я знаю, что вы очень любите рисовать, поэтому предлагаю вам нарисовать осень так, как видите её вы. Оля, что бы нарисовала ты? Что нарисует Вадим?

Садитесь скорее на свои места, и мы с вами будем рисовать нашу волшебную осень. Какими красками мы будем рисовать осень?

Дети: — Желтыми, красными, зелеными, оранжевыми, голубыми.

Дети выполняют задание. Воспитатель оказывает небольшую помощь по просьбе детей.

Воспитатель вывешивает рисунки на доске: — Дайте краскам дадим немного подсохнуть, а вы расскажете, что же вы нарисовали. (Ответы детей).

Воспитатель: — Посмотрите, какая красивая получилась осень на ваших рисунках! Каждый из вас передал красоту природы яркими красками и выразил своё радостное настроение. Вы очень постарались, молодцы! Давайте сохраним ваши рисунки и ваше настроение в нашем уголке природы. И когда листья опадут, на улице станет холодно, сыро и неуютно, мы посмотрим на них и вспомним это радостное настроени

автор: Мальцева Наталья Сергеевна, воспитатель МАДОУ д/с 185 города Тюмени.

«Общение воспитатель-родитель»

Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов воспитателя — «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех возникших проблемах и т.д. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. 

Из чего же складывается успех общения? Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Но общие темы никак не переплетаются с личными. То есть, мы не общаемся на темы которые относятся к вам, как вы живете с мужем, не даем советы на тему причесок, маникюра и так далее. Наша задача осведомить родителя на тему взаимодействия ребенка с коллективом, что он кушал, какие вы делали подделки и так далее. Дружелюбный приветливый разговор только на тему ребенок и детский сад, ребенок-семья.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

На ваш взгляд, какими умениями и навыками должен обладать современный педагог?

  • Умение преодолевать психологические барьеры общения
  • Владение методами изучения семьи
  • Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
  • Умение ориентироваться в информации
  • Умение конструировать программу деятельности с родителями
  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
  • Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Давайте сейчас с Вами разделимся на две команды и создадим портрет педагога. Продумаем, чем же он должен обладать, к чему стремиться, какими знаниями владеть. Какая у вашего педагога будет профессия, чем он увлекается. Есть ли у него дети, состоит ли он в браке, где живет. Внешний вид.

Говоря об общении, необходимо уделить внимание самопрезентации педагога. Мы еще не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано, в соответствии с впечатлением, которое мы произвели на собеседника. Наш внешний вид: одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям в какой манере с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога преподнести себя: быть аккуратно одетым, в чистой обуви, чтобы это были туфли, а не мягкие тапочки без задников. Ведь родители, как и педагоги, «считывают» информацию с его внешнего облика, подстраиваются под определенное состояние собеседника. В это время педагог может уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия. Как правило, учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему облику, а вот воспитатели детских садов почему-то считают, что нет смысла стараться хорошо выглядеть и быть аккуратным, поскольку дети слишком малы и ничего не понимают. К сожалению, это ошибочное мнение, именно работники детского сада должны уделять особое внимание своему внешнему виду, которое является одним из факторов формирования внутренней культуры ребенка.

Работа с притчей «Страшный сон»

Притча «Страшный сон» Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» — спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Вопросы для обсуждения:

1. Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча?

2. В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?

3. Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка — как первый или как второй толкователь?

4. Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?

Упражнение «Искусство общения»

Инструкция. Перед каждым участником лежит карточка с тезисом. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий. Другие участники могут дополнять ответ выступающего собственными комментариями.

Тезисы:

1) Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

2) Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.

3) Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

4) Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

5) Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

6) В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

7) Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

Упражнение «Желаю Вам…»

Инструкция. Упражнение проводится в круге. Задача — сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы.

Примечание. В завершение педагог-психолог может отметить, что любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке в глазах родителей свидетельствует о его компетентности.

К сведению. Мультфильм «Моя жизнь». В 2001 г. на фестивале анимационного кино в Анесси (Франция) мультфильм получил награду в номинации «За самый смешной мультфильм в мире».

Комментарий. В ходе обсуждения подведите участников к выводу: мультфильм перекликается с притчей «Страшный сон»; представленный в нем детский оптимистический взгляд на жизнь помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, обрести душевное равновесие, избежать конфликтов в общении.

https://yandex.ru/video/preview/?text=мультфильм%20моя%20жизнь%20березовский&path=yandex_search&parent-reqid=1660815529978193-7609084192765480961-vla1-2969-vla-l7-balancer-8080-BAL-2625&from_type=vast&filmId=2419226198646273752

Предлагаем Вашему вниманию авторские игры , разработанные музыкальным руководителем

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
В рамках логопедического практикума я хотела бы поделиться с педагогами и родителями комплексом дидактических игр на речевое развитие «Прогулка по речевой стране». Разработанные мной игры представлены в ярком оформлении и актуальной для детей тематике и поэтому способны привлечь внимание ребенка и заинтересовать его. С данными играми можно заниматься как индивидуально, так и небольшими подгруппами, они компактны и удобны для хранения.
Итак, отправимся в путешествие…
В речевой стране есть несколько удивительных мест: цветочная поляна, горные вершины, таинственный лес, заколдованная река, чудесный замок, зеленый лужок, чудо-огород и сказочный город. Можно посетить каждое из них и узнать интересные игры на речевое развитие.
1. ИГРА «УРОЖАЙ»
Цель игры: учить детей группировать предметы, правильно формулировать предложения.
Ход игры: ребенку нужно разделить все картинки на две группы – фрукты и овощи, проговаривая в слух свой выбор, например, «яблоко – это фрукт».

2. ИГРА «МАМЫ И ДЕТКИ»
Цель игры: учить подбирать изображение детеныша ко взрослому животному, правильно их называя; развивать память и логическое мышление.
Ход игры: ребенок подбирает к каждой карточке с «мамой» парную карточку с «ребенком», поговаривая вслух, например, «лошадь – это мама жеребенка».

3. ИГРА «ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ»
Цель игры: обогащать активный словарный запас ребенка антонимами, учить правильно применять их в речи; развивать память и логическое мышление.
Ход игры: ребенок подбирает к каждой картинке пару с противоположным значением.

4. ИГРА «ОДИН — МНОГО»
Цель игры: учить правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа, правильно ставить ударение; развивать память и внимание.
Ход игры: на каждой паре картинок изображены предметы в единственном и множественном числе. Ребенок, глядя на картинки, должен правильно образовать существительные и назвать их, например, «одна ромашка – много ромашек».

5. ИГРА «ПРОФЕССИИ»
Цель игры: учить правильно называть представителей разных профессий, а также их необходимые атрибуты; развивать память и логическое мышление.
Ход игры: ребенок подбирает к каждой карточке «профессии» подходящую карточку «инструменты».

6. ИГРА «ПТИЦЫ ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ»
Цель игры: расширять представление о птицах нашего края, учить группировать птиц, правильно их называть, формулировать предложения.
Ход игры: ребенок делит всех птиц на перелетных и зимующих, проговаривая вслух, например, «грач – это перелетная птица».

7. ИГРА «РИФМЫ»
Цель игры: знакомить детей с понятием «рифма», учить подбирать слова, которые рифмуются друг с другом.
Ход игры: ребенок подбирает к каждой карточке пару таким образом, чтобы слова на карточках рифмовались между собой.

8. ИГРА «РАССКАЖИ СКАЗКУ»
Цель игры: учить самостоятельно составлять рассказ и вести повествование, следуя сюжетной линии; правильно формулировать предложения.
Ход игры: ребенок рассказывает сказку, пользуясь последовательностью иллюстраций.

АВТОРСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

1. «БАБОЧКА И ЦВЕТОК»
Цель игры: совершенствование грамматического строя речи; закрепление правильного употребления в речи предлогов; развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики мышц пальцев рук; упражнение в составлении полных ответов; развитие памяти, мышления, внимания.
Ход игры
Для младшего возраста: педагог просит ребенка показать сектор, на котором бабочка в заданном положении, например, «Покажи, где бабочка под цветком», ребенок прикрепляет прищепку на подходящее место. Либо, наоборот, педагог показывает сектор, а ребенок должен правильно назвать место положения бабочки на нем, например, «Что здесь делает бабочка?», — «Летит от цветка».
Для старшего возраста (для группы детей): прищепка прикрепляется на любой сектор в качестве ориентира начала игры, затем игроки поочередно бросают кубик с точками на сторонах от 1 до 6 и перемещают прищепку на столько секторов, сколько точек выпало на кубике, называя при этом новое местоположения бабочки по отношению к цветку.

2. «УЛИТКИ»
Цель игры: развитие логического мышления, умения составлять предложения; развитие доказательной речи.
Ход игры: ребенок самостоятельно придумывает и формулирует предложения с каждым словом, обозначенным картинкой, таким образом, чтобы получился связный текст, соблюдая при этом последовательность картинок. Например: «Это яйцо. Яйца несут курицы. За курицами ухаживает хозяйка. Она живет в домике. Возле ее домика растет дерево. На дереве созревают яблоки. С яблочным вареньем можно пить чай. С чаем едят пироги. Можно испечь пироги с морковью. И т.д.»
После того, как ребенок научился составлять текст, можно усложнить задачу и выполнять другие упражнения с картинками:
— подобрать к каждому существительному, изображенному на картинке, подходящие прилагательные (яйцо какое? – круглое, белое, твердое…)
— подобрать к каждому существительному подходящие глаголы (курица что делает? – идет, бежит, спит, клюет…)
— подобрать к каждому существительному уменьшительно ласкательную форму (яйцо – яичко, курица, курочка, хозяйка – хозяюшка…)
— подобрать к каждому существительному форму множественного числа (яйцо – яйца, курица – курицы, хозяйка – хозяйки…)
— согласовывать существительные с разными числительными (одно яйцо, два яйца, пять яиц…)

Аворские разработки «Пальчиковая гимнастика» учителя-логопеда

В силу своего возраста овладения детьми общей и мелкой моторики пальцев рук представляют некоторые трудности. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук — это трудности при обучении навыкам самообслуживания, трудности в ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструировании, аппликации).

Психика ребёнка устроена так, что его практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот «пальчиковые игры» с простыми движениями и весёлым стихотворным сопровождением нравятся деткам и вызывают положительный эмоциональный отклик.

Поэтому мною, для удобства в работе, пальчиковые игры были собраны по лексическим темам вот в такую папку-картотеку.

Интерактивная Папка Леп-бук Авторская разработка учителя-логопеда

Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи.

Работая с такими детьми, мы специалисты нередко отмечает отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.

Одним из таких способов является самодельная интерактивная папка-лэпбук.

В моих папках-лэпбуках собран речевой материал по какой-то определенной лексической теме. Содержание материалов создается, дополняется и совершенствуется. Такие папки-лэпбуки можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми разного дошкольного возраста. Папка-лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.