Народные забавы!
«Есть одна только общая для всех прирожденная
наклонность, на которую всегда может рассчитывать
воспитание: это то, что мы называем народностью.
Воспитание, созданное самим народом и основанное
на народных началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах, основанных
на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»
К.Д.Ушинский.
Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания дошкольников, так как радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда.
Сегодня в МАДОУ д/с 185 города Тюмени прошёл «День народных забав»!
К ребятам в гости приходил русский богатырь Алеша Попович с сестрицей Аленушкой. Вместе они поиграли в народные игры: «У медведя во бору», «Зевака», «Золотые ворота», «Третий лишний», «Алёнушка и Иванушка», «Али – Баба и разрывные цепи», «Салочки», «Гори, гори ясно», «Грибок». После таких забав, ребята были полны энергией, сил,и бодрости!
Игры для младшей группы:
«У медведя во бору»
Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога «медведя», 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами: «У медведя во бору грибы, ягоды беру. А медведь не спит, и на нас рычит». После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем» и идет в берлогу.
«Зевака»
Дети встают в круг, на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен ловить мяч. Мяч перебрасывают, пока кто-то его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встаёт в центр круга и по заданию играющих выполняет 1- 2 упражнения с мячом.
Игры для средней группы:
«Золотые ворота»
Выбираются ворота (двое детей, которые образуют ворота). Остальные участники берутся одной рукой друг за друга образуя цепочку. Дети начинают произносить слова и двигаться вперёд, проходя под воротцами:
«Золотые ворота», пропускают не всегда.
На первый раз прощается, второй раз запрещается. А на третий раз не пропустят вас».
После этих слов «ворота» опускают руки вниз. Кого поймали, те становятся продолжением ворот. Становятся рядом.
Игры для старшей группы:
«Третий лишний»
Количество участников — от 8 человек. Играющие становятся кругом в парах лицом друг к другу и берутся за руки. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий становится под руки к кому-нибудь спиной. К кому станет спиной, тот «третий лишний», который должен убегать. Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким образом, водящие все время меняются.
Эта общеизвестная и любимая молодежью игра становится еще более интересной, если ее дополнить следующим: когда убегающий станет впереди какой-либо пары, то «третий лишний», находящийся позади, не спасается бегством от догоняющего, а сам начинает преследовать его.
Правило. Убегающему от преследования нельзя мешать.
Игры для подготовительной группы:
«Аленушка и Иванушка»
Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга. Играющие встают в круг и берутся за руки. Иванушка должен поймать Аленушку. Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. Движения водящих комичны и иногда неожиданны. Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку.
Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.
«Али – Баба и разрывные цепи»
Играющие делятся на две команды и встают, взявшись за руки, лицом к команде противника, на расстоянии 5–7 метров.
Игру начинает одна из команд словами: «Али-Баба!» Вторая команда хором отвечает: «О чем, слуга?» Вновь говорит первая команда, называя имя одного из игроков команды противника, например: «Пятого, десятого, Сашу нам сюда!» Названный игрок оставляет свою команду и бежит к команде противника, стараясь с разбега разорвать цепь, то есть расцепить руки игроков. Если ему это удается, он забирает в свою команду игрока, расцепившего руки. Если цепь не разорвалась, то он остается в команде противника. Игру команды начинают по очереди. Побеждает та команда, в которой через определенное время будет больше игроков.
В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психо-эмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.
Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, – растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился.
Таким образом, подвижные игры являются важнейшим средством всестороннего развития ребенка и важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных способностей, правил поведения, этических ценностей общества.
****Автор: Губанова Ксения Андреевна, Гаева Анна Павловна, музыкальные руководители МАДОУ д/с 185 города Тюмени!