Открытого занятия по художественной литературе. «Путешествие по русским народным сказкам». Старшая группа.
Звучит музыка «В гостях у сказки», дети заходят в зал, останавливаются.
Воспитатель: Посмотрите дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети, мы с вами знаем очень много сказок и сегодня отправимся в путешествие по русским народным сказкам.
Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она…чудесная; есть волшебство, то …волшебная; есть добро, то …добрая; есть радость, то … радостная; есть загадки, то …загадочная; есть мудрость… мудрая.
Скажите, что значит «русские народные» сказки? Почему они так называются?
Дети: Их сочинил русский народ.
Воспитатель: А если их написал сказочник, автор, то, как они называются?
Дети: Такие сказки называются авторскими.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, я сегодня пришла рано утром в детский сад, а у нас в группе, на столе стоит сказочный сундучок. Давайте посмотрим с вами вместе, что же там внутри? Звучит музыка « Дзинь …» и открывается сундук с помощью лески. Раздается голос: «Здравствуйте ребята и Надежда Викторовна! Я Царевна Прекрасная. Заточил меня в замке Кощей Бессмертный и не отпускает. Я очень хочу вас увидеть дети, если вы меня спасете. Возьмите с собой клубок, он вам поможет в пути. (Из сундучка достаю клубок).
Воспитатель: Ребята, а вы хотите найти Василису Прекрасную? Освободить ее?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого нам нужно попасть в сказку и выполнить все задания, которые встретятся на нашем пути. А для того, чтобы в сказку попасть, нужно быть нам умными, внимательными, быстрыми, дружными. Справитесь?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, на чём мы можем попасть в сказку? (Ответы детей).
— Ребята, я, кажется, придумала. У меня есть волшебный ковёр. На нём мы и отправимся в своё сказочное путешествие. (Достаю ковёр, расстилаю его).
— Ребята, но просто так ковёр не полетит. Нам с вами нужно сказать волшебные слова. Как вы думаете, какие волшебные слова можно сказать?
Дети: Крабле – крабле бум; Трах тибидох; Абра кадабра, крекс — пекс — фекс.
Воспитатель: Давайте встанем на ковёр и дружно скажем с вами: «Раз, два, три, ковёр, лети!»
— А сейчас давайте закроем глазки и представим, как мы летим с вами высоко-высоко, над лесами, над горами, над городами, деревнями. А вот уже видна сказочная страна… Мы с вами приземляемся, открываем глазки.
— Вот мы и в сказке. Смотрите тропинка, идем по тропинке, не сворачивайте.
Ой, ребята как же нам узнать, куда идти? У нас есть волшебный клубочек, он нам подскажет. Клубочек, покажи нам путь-дорожку! (Звучит музыка «Дзынь..», воспитатель катит колобок, направляя в сторону дома.)
— Ой, ребята, где это мы оказались? Здесь, в этом домике кто-то живет? Давайте встанем удобно и посмотрим. Звучит музыка. Выходят дети показывают отрывок сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Пеструшка: Милый Петенька, послушай,
Я гуляла в огороде
И слыхала, что в народе
Говорят: мол, поспешишь –
Всех на свете насмешишь.
Так что, Петя, не балуй, потихоньку зерна клюй.
(Угощает Петушка зернами. Петушок быстро клюет зерна, давится и падает.)
Ведущий: Но Петух поторопился,
Ел бобы да подавился…
(Подходит к Петушку, окликает: «Петя! Петя!»
Вот лежит он и не дышит,
Словно неживой: не слышит,
Не кричит, не шелохнется…
А Хавроньюшка смеется…
Хавронья (указывая на Петушка, ехидно смеется).
Ха – ха – ха! Доторопился
До того, что подавился!
Пеструшка (строго):
Прекрати, Хавронья, смех!
Над бедой смеяться грех.
Тут нельзя стоять в сторонке.
Побегу-ка я к Аленке.
Дети встают все вместе, кланяются, уходят, снимают маски и встают с детьми.
Воспитатель: Как называется эта сказка?
Дети: «Петушок и бобовое зернышко».
Воспитатель: Ребята, какой был Петушок в этой сказке?
Дети: торопливый, непослушный, не умел вести себя.
Воспитатель: А какая была курочка?
Дети: заботливая, любящая, внимательная, трудолюбивая, умная.
Воспитатель: Скажите дети, как нужно кушать?
Дети: спокойно, не торопиться.
Воспитатель: Молодцы дети, справились с заданием. Пойдем дальше. Клубочек волшебный дорогу нам покажи. (Катится клубок к яблоне).
Смотрите, дети яблонька. А яблочки на ней спелые. Из какой сказки эта яблонька?
Дети: «Гуси – лебеди».
Воспитатель: Оказывается, ребята, на яблоньке висят яблоки, они не простые, на них загадки. (Выходят дети, срывают яблоки и загадывают загадки по очереди).
- Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца! ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» ).
- Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка
В скорлупе ореха девочка спала
Какая же девочка в цветке жила? (Дюймовочка).
- Колотил да колотил
По тарелке носом
Ничего не проглотил
И остался с носом. («Лиса и журавль»).
- У всех женушки, как жены,
У него лягушка
Но в итоге будет рад этому Ванюша. («Царевна – лягушка»).
- О жадной старухе рассказ наш пойдет.
А жадность, ребята к добру не ведет
И кончится дело все тем же корытом
Не новым, а старым, конечно разбитым. (Сказка о рыбаке и рыбке).
Воспитатель: Молодцы дети с этим заданием вы тоже справились. Идем дальше. Клубочек указывай нам дорогу. Смотрите речка, а через речку мост. Пройдем по мостику осторожно, не толкаться, чтоб в речку не упасть.
— Ой, ребята мы пришли еще в одну сказку. (Стоят ведра, в одной из них щука). Как вы думайте, какая эта сказка?
Дети: «По щучьему велению».
Воспитатель: Правильно. Емеля куда – то подевался? Дети Емеле нужно наносить воды. Поможем?
Дети: Да.
Воспитатель: встаньте удобно, смотрите и выполняйте. (Проводится динамическая пауза).
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием мы справились. Смотрите дети, какая замечательная полянка с цветами и корзинка. Тропинка наша заканчивается. (Воспитатель берет корзинку в руки). Интересно кто же ее оставил? Как вы думайте? (Красная шапочка). Берет и нюхает цветы. Ах, как они вкусно пахнут. Дает понюхать детям. Посмотрите, в корзинке у красной шапочки лежит задание для нас, Кощей Бессмертный положил, хотел нас запутать. Сложное задание, подумайте и отвечайте. Я вам буду называть слова, а вы назовите из какой сказки эти слова.
- Царь, три сына, стрела, болото («Царевна лягушка»).
- Отец, мачеха, три дочери, фея, туфелька («Золушка»).
- Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка («Дюймовочка»).
- Злая мать, дочь и падчерица, дед Мороз (Морозко).
Воспитатель: Умницы, сказки вы назвали правильно. Смотрите, в корзинке лежат фишки разноцветные, давайте каждый из вас возьмет. Интересно, для чего они нам? Держите фишки, вдруг они нам пригодятся. Ой, ребята посмотрите, у Кощея Бессмертного все перемешалось в замке, перебились все зеркала нужно их собрать. Иначе Кощей Бессмертный не отпустит Василису Прекрасную. Я поняла, нам с вами нужно посмотреть на фишки и найти свой цвет, встать и собрать картинки. Дети это последние трудное задание, но нам необходимо его выполнить быстро и правильно, мы встретимся с Василисой Прекрасной. Дети складывают картинки и называют сказки.
Звучит музыка. Появляется Василиса Прекрасная.
Василиса Прекрасная: «Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы. Спасибо вам большое за то, что вы меня спасли, не побоялись Кощея Бессмертного. Вы справились со всеми его заданиями. Вы такие умные, смелые и сильные, что он даже боится с вами тягаться. Кощей отпустил меня, благодаря вам». Ребята за то, что вы меня спасли, я вам дарю книгу. Вы знаете, как обращаться с книгой?
Дети: Не рвать, брать чистыми руками. Листочки листать аккуратно. Если порвалась, нужно ее починить. Книгу нужно беречь, она рассказчик для человека.
Воспитатель: Ребята, мы с вами Василисе помогли. Она пойдёт в своё царство. Звучит музыка, Василиса Прекрасная уходит.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень постарались и спасли Василису Прекрасную. Молодцы! Давайте вспомним, какие сказки сегодня встретились нам на пути? («Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению»). Какие это сказки? (Русские народные). А нам с вами пора возвращаться назад в группу. Давайте снова встанем все на наш ковёр-самолёт. (Закрываем глазки, говорим волшебные слова, включаем музыку, представляем, как летим обратно. Приземляемся.)
— Вот мы и прилетели. Ребята, вы так хорошо потрудились, устали, наверно. Сейчас можете отдохнуть. Пойдемте играть в группу.
МАДОУ детский сад №185, Резниченко Н.В., воспитатель.