Поощрение и наказание детей в семье

О наказаниях и поощрениях дошкольника в семье.

Воспитание ребёнка складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание ). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Как наказывать и как поощрять?

Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребёнок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребёнка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребёнка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает (вина, раскаяние, беспокойство, замешательство, обида, унижение и другие) и от этого зависит эффективность воспитания. Именно чувства наказываемого ребёнка могут дать нам ответ: достигло ли наказание своей цели и служит индикатором эффективности данного наказания. Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребёнок закрепил хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей требует особого внимания, поскольку завершение какого – то дела, достижение того, за что мы хотим ребёнка поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами радости, гордости т. п. Они являются наградой за те усилия, которое приложил ребёнок. Чем меньше вознаграждение, тем сильнее изменения. При минимальном вознаграждении удовлетворённость от работы больше. Характерные ответы дошкольников на вопрос: «Как тебя наказывают взрослые?»: «Рукой бьют», «В угол могут поставить», «В угол, по попе и за ухо», «Шлёпают ремнём и по щекам», «Бьют верёвкой или скакалкой», «Голыми коленками на соль или гречку», «Босиком стоять в туалете», «Не дают смотреть мультики или играть на компьютере», «Не разрешают выходить на улицу», «Забирают мои любимые игрушки и не отдают их, пока я не стану хорошим», «Ставят в тёмную комнату», «Очень сильно на меня кричат», «Папа нехорошим языком ругается», «Ругают, кричат обидные слова», «Лучше бы ударили один раз, чем так сильно кричать» и т. п. Физические наказания остаются популярными у отдельной части взрослых, хотя они понимают бесполезность и вред этого способа воздействия на ребёнка, но считают его наиболее эффективным: «Выпорол – и ребёнок на время как шёлковый» Но только на время и только пока страх господствует над ребёнком, пока он боится. Очень часто взрослые теряют рычаги управления в тот момент, когда ребёнок перестаёт бояться. Крик взрослых дети воспринимают как наказание, как своеобразное словесное битьё. Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребёнка. Исключительно чувствительны к словам девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и уж тем более ругать их надо, учитывая эту особенность. Для девочки важно каждодневное подтверждение того, что она красивая, хорошая, замечательная и т. д.

      Они должны быть абсолютно искренними и звучать от отца, дедушки или другого значимого для неё мужчины. Неосторожное слово способно не только вызвать бурную эмоциональную реакцию в виде плача, но и стать той психической травмой детства, которая может напоминать о себе через много лет в супружеских отношениях заострённой чувствительностью к словам, фразам и выражениям любимого мужчины. Возраст 5 лет– это удивительный возраст формирования, укрепления и открытия для себя самого главного чувства – чувства любви. Понимающее, поддерживающее отношение значимого взрослого к ребёнку в этом возрасте является основой формирования гармоничных семейных отношений в будущем. Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Для девочек очень значимо, КТО их оценивает и КАК их оценивают. Для них очень важно быть хорошими в глазах взрослого и произвести хорошее впечатление. Мальчикам более важно, что оценивается в их поведении, в их деятельности. Мальчику обязательно нужно знать, что вызвало недовольство взрослых, для того чтобы мысленно проиграть свои неправильные действия и не повторять их. Для того чтобы увидеть разницу в восприятии мальчиками и девочками похвалы и порицания, можно предложить детям назвать плохие, неприятные слова, то есть те слова, которые детям не нравятся. Предложите также назвать хорошие, добрые, приятные слова, то есть те слова, которые детям нравятся. Это игра «Плохие и хорошие слова» не только поможет узнать, что происходит в душе ребёнка, но и подскажет взрослому, какие словесные выражения лучше всего использовать для похвалы мальчиков и девочек, поможет увидеть, каких слов и выражений необходимо остерегаться при порицании детей. Поставить в угол, посадить на стул – это формы наказания служат для временной изоляции нарушителей порядка и дисциплины. При применении таких штрафных санкций к детям необходимо учитывать возраст ребёнка (количество минут удаления ребенка соизмеримо возрасту, 4 года – 4 минуты). Необходимо также заранее оговорить с ребёнком те нарушения, за которые будет вводиться штраф. Неприемлемым считается наказание – лишение ребёнка своего внимания, не разговаривая с ним. Как наказания, так и поощрения не должны быть чрезмерны. Очень важным является вопрос о соотношении наказаний и поощрений. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний. Необходим дифференцированный подход в использовании наказаний и поощрений в зависимости от пола.

Памятка для взрослых

«Словесные способы поощрения и поддержки ребёнка – дошкольника»

1 – Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно!

2 – Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Ещё немного времени, и у тебя это получится. С каждым днём у тебя получается лучше. Я знал(а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.

 3 – Это лучше всего! Ещё лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!

 4 – Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.

5 – Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути.

 6 – Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это, то что надо! Ты прав!

 7 –Большое тебе спасибо. Ты хороший (ая)! Ты – чудо!

Памятка для взрослых

«Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста»

1 – Молчанием. Выдержать бойкот дошкольнику чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.

 2 – Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Лишение любви – это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребёнку со стороны взрослых действительно имеется.

Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребёнка.

3 – Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребёнка для его же блага, бесполезно – вреда больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали урок жестокости.

4 – Кричать на ребёнка, поскольку крик воспринимается ребёнком ка словесное битьё.

 5 – Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребёнка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребёнка путём поощрений тем самым закрепляет его).

6 – Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребёнка (чем меньше ребёнок, тем ближе наказание должно быть к поступку).

7 – Упрекать и помнить былые грехи ребёнка, тем самым закрепляя плохое поведение ребёнка.

Памятка для взрослых

«Как нужно поощрять детей-дошкольников»

1 – Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверенны в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитания.

 2 – Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которое сопровождают успех и достижения ребёнка. Выбирая подарок для поощрения, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.

 3 – Дошкольники чувствительны к словам значимых для них взрослых, поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.

 4 – Давать особо почётные поручения. Когда ребёнку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.

 5 – Поощрять не только за результат, но и за попытку ребёнком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т. п.

О наказании и поощрении детей дошкольного возраста

в детском саду.

  Наказание в детском саду — вопрос очень щекотливый. Ребенок шагает по дороге жизни смело, не задумываясь над каждым шагом. Мы, взрослые, помогаем ему шагать по жизни, предостерегая и направляя его, рассказывая о том, как вести себя за столом и на улице, в общественном транспорте и в гостях. Нам кажется, что все эти правила непременно нужно соблюдать. Но всегда ли с этими правилами согласен ребенок? Идеальных детей не бывает. Есть такие дети, у которых процессы торможения развиты плохо, а возбуждения — отлично, даже больше чем надо.

Таким образом, каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.

В наше время среди педагогов, психологов и родителей бытуют самые разные взгляды на воспитание детей. Ш. А. Амонашвили считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем. А. С. Макаренко считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. А есть и такие, кто убежден, что только наказание приводит к желаемым результатам. В свое время К. Д. Ушинский утверждал, что истинное воспитание – это воспитание без каких бы то ни было поощрений и наказаний вообще.

Наказание является составляющей частью воспитания.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу у ребенка с целью вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда. Само наказание связано с осуждением отрицательного поступка, отрицательного отношения к той или иной деятельности. Оно направлено на корректирование поведения ребенка. Если этот метод используется правильно, то он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Когда мы говорим о допустимости наказаний, то имеем в виду, что наказания применяются наряду с другими педагогическими способами воздействия — разъяснением, убеждением, поощрением, разумной требовательностью, положительным примером окружающих.

Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя и допускать безнаказанность. Без применения какой–либо формы наказания воспитывать ребенка практически невозможно, разве только чисто теоретически.

Сразу скажем, что физические меры наказания недопустимы, как дома, так и в учебном учреждении, так как противоречат не только морально-этическим нормам, но и действующему законодательству.

Если ребенок ведет себя плохо, его поведение представляет угрозу для других детей, и он не обращает внимание на замечания, то в дошкольном учреждении возможно применить педагогически оправданные наказания:

• Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

• Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

• Просьбы или советы

• Лишение ребенка чего-то приятного. При этом важно, чтобы он знал, за что наказан. Для многих детей самое большое и действенное наказание- это посадить их на стульчик за спокойные игры! В маленьком возрасте дети очень не усидчивы. И сидеть на месте несколько минут для них испытание!

• Лишение каких- либо привилегий, например — не выбирают на главные роли в игре. Воспитатель может отстранить провинившегося от дежурства, подчеркивая, что не может доверить такую ответственную работу тому, кто не умеет себя хорошо вести или идти первым в строю — шалуны становятся последними.

• Опытные педагоги иногда используют такую форму наказания, как обсуждение детского проступка в коллективе сверстников. Особенно это применимо к старшим дошкольникам, так как их сознание более высоко развито. Общественное мнение — сильнейшее средство воздействия. И прибегая к нему как к методу, формирующему детское поведение, воспитатель должен управлять мнением детского коллектива, чтобы не превратить серьезный разговор о проступке в суд над ребенком. Даже малыши испытывают чувство неловкости и стыда, если об их плохом поведении рассказывают при всех детях, а для старших это равносильно наказанию. Поэтому, прибегая к общественному мнению как средству, осуждающему непослушание, воспитатель должен использовать его лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие меры не имеют успеха.

• Иногда применяют так называемый метод естественных последствий,

т. е. используют меры воздействия, вытекающие из самого поступка: насорил — убери, налил воду — вытри, сломал постройку — возведи новую. Это вызывает у ребенка осознанное отношение к своим действиям: не очень приятно, когда самому приходится расплачиваться за свое плохое поведение. Применяя метод естественных последствий, надо иметь в виду следующее: все, что может вредить нормальному физическому самочувствию и развитию детей, угрожает их безопасности и здоровью — нарушение режима, лишение обеда, сна, прогулки, ни в коем случае не должно использоваться как наказание.

Правила наказания

• Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

• Наказание никогда не должно вредить здоровью.

• Если есть сомнения, наказывать или нет — не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай».

• За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.

• Запоздало не наказывать — за давностью все списывается.

• Наказан — значит прощен, страницу жизни перевернул- никаких напоминаний.

• Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

• Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Рекомендуется, чтобы время наказания не превышало количества минут, равного возрасту ребенка (для 5-летнего — 5 минут).

Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрения и наказания. «Придумай себе наказание сам». Дети подчас бывают справедливыми в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им взрослые.

Поощрение – это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребенок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения.

В дошкольном учреждении поощрение часто связано с наградой в виде разрешения поиграть с определенной игрушкой или получении дополнительных материалов для игры, различных фишек при оценке их действий.

Однако следует постоянно следить за тем, как дети реагируют на поощрение, – ждут подарков или начинают зазнаваться. Воспитатель не должен постоянно хвалить, поощрять одних и тех же детей. При использовании метода поощрения особенно важно знать индивидуальные особенности детей и в полной мере осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании.

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

• дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных недостатках. Без похвалы такие дети страдают.

• дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

• самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Старайтесь чаще использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее.

Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать бесконфликтную дисциплину. Данные правила прописаны в книге Гиппенрейтер Ю. Б «Общаться с ребенком. Как? »

Правило первое

Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого.

Правило второе

Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Необходимо определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя».

Правило третье

Требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребенка.

Потребность в движении, познании, упражнении –это естественная и важная потребность ребенка. Им гораздо больше чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия- это все равно, что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о то, чтоб направить ее в верное русло.

Правило четвертое

Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованы взрослыми между собой.

Правило пятое

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен скорее быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.

Объяснение должно быть коротким и повторяться только один раз.

Таким образом, поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой “воспитание”. Поэтому каждому педагогу необходимо знать основные правила поощрения и наказания, и применять, их сбалансировано, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Читайте также: